[Инфосайт ]
Новая система гарантирования вкладов физических лиц — есть ли гарантия возврата банковских вкладов?
     Деятельность стабильной и мощной финансовой и, в первую очередь банковской, системы является необходимой предпосылкой устойчивого экономического развития, повышения инвестиционной привлекательности и формирования надлежащей социальной инфраструктуры страны.
     При этом эффективная работа Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далее — Фонд) является важным фактором укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов к банковской системе и, следовательно, повышения способности банковской системы к привлечению необходимых финансовых ресурсов для их последующего инвестирования в развитие реального сектора экономики, повышение конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, развитие малого предпринимательства, внедрение действенных механизмов социальной защиты населения.
     В марте 2012 года был опубликован новый Закон о гарантировании вкладов физлиц, пришедший на смену старому Закону № 2740, который повлек за собой массу противоречий и недовольства не только в финансовых кругах, но и среди обычных депозитных вкладчиков. Хотя данный Закон вступает в силу только через 6 месяцев, а именно с 22 сентября 2012 года, уже сейчас можно сказать, что особых изменений для обычных вкладчиков, по сравнению со старым Законом, практически нет, скорее больше новшеств для самого Фонда гарантирования вкладов, его участников в лице банков. На какую максимальную сумму возмещения средств по вкладам могут рассчитывать вкладчики в настоящее время. Для начала рассмотрим, как формировалась система выплаты по депозитам до принятия нового Закона о гарантировании вкладов физлиц .
     Первоначально Фонд был создан еще в 1998 году согласно Указу № 996, которым было утверждено Положение о порядке создания Фонда гарантирования вкладов физических лиц, формирования и использования его средств. А 20 сентября 2001 года Верховная Рада приняла Закон № 2740, таким образом, узаконив государственную гарантию возврата средств по банковским вкладам — создав Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Согласно ст. 3 Закона № 2740 Фонд гарантировал каждому вкладчику возмещение средств по его вкладам, включая проценты, в размере вкладов на день наступления недоступности вкладов, но не более 150 000 гривень. Отметим, что в первичной редакции настоящий Закон устанавливал для каждого вкладчика банка — участника Фонда лимит возмещения средств по вкладам в размере 1200 гривень по каждому банку.
В связи с грянувшим мировым финансовым кризисом в октябре 2008 года был принят Закон № 639, которым указанный лимит был увеличен до 150 000 гривень. Несомненно, наличие таких гарантий со стороны государства сыграли практически решающую роль для стабилизации финансовой ситуации в 2008 — 2009 годах.
     В связи с утратой частично юридической силы большинства положений Закона № 639 с 1 января 2011 года редакция ст. 3 Закона № 2740 была восстановлена в докризисной редакции и размер лимита был возвращен до уровня 1200 гривень. Произошло это как бы само собой, и большинство граждан Украины даже не узнали о том, что не смогут рассчитывать на государственные гарантии в прежних размерах.
Что гарантируют вкладчикам в будущем?
     Согласно ст. 26 Закона о гарантировании вкладов физлиц Фонд гарантирует каждому вкладчику банка возмещение средств по его вкладу. Фонд возмещает средства в размере вклада, включая проценты, начисленные на день принятия решения Национальным банком Украины об отнесении банка к категории неплатежеспособных и начала процедуры вывода Фондом банка с рынка, но не более суммы, установленной Административным советом Фонда на дату принятия такого решения, независимо от количества вкладов в одном банке.
     Как видно из такой формулировки, законодателями не установлен абсолютный количественный минимум гарантированного возмещения вклада. С одной стороны, Фонд гарантирует каждому вкладчику возмещение средств по его вкладу, с другой же стороны, предельный размер суммы возмещения определяется административным советом Фонда и вполне может быть в несколько раз меньше размера вклада.
Из этого следует, что ст. 26 Закона о гарантировании вкладов физлиц содержит в себе заложенное изначально противоречие. Примечательно, что, в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 9 Закона о гарантировании вкладов физлиц, Административный совет Фонда имеет право изменить установленный им ранее размер возмещения по конкретному банку. По сути, на законодательном уровне закреплена возможность уменьшения размера возмещения вкладов, однако не установлены его нижний уровень и предел, что ставит Фонд в явно более выгодное положение, чем вкладчиков.
     При этом отмечено, что Фонд начинает возмещение вкладов не позднее 7 дней со дня принятия решения об отзыве лицензий и ликвидации банка. Однако отметим, что закон не предусматривает, в какой именно срок должны быть выполнены обязательства Фонда по возмещению средств перед вкладчиками. В то же время, если вклад был в валюте, он пересчитывается на гривню по курсу на момент принятия решения об отзыве лицензии, а не на момент выплаты такого вклада (ч. 5 ст. 26 Закона о гарантировании вкладов физлиц). То есть можно сделать вывод, что в случае падения курса национальной валюты банк сможет затянуть с выплатой, а клиент, в свою очередь, потеряет на валютных колебаниях.
     Также необходимо отметить тот факт, что в настоящее время возврат обязательств перед вкладчиками по депозитам в размере до 150 000 грн гарантируется уже не законом, а Решением № 2, которое действует на сегодня.
     То есть можно сделать вывод, что, по сути, для вкладчиков со вступлением в силу Закона о гарантировании вкладов физлиц в сентябре 2012 года ничего не изменится, но при условии, если Фонд гарантирования вкладов не отменит вышеназванное Решение № 2 и не примет новое, которое изменит максимальную сумму выплаты по вкладам на свое усмотрение из средств, имеющихся на момент принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка.
     Также Закон о гарантировании вкладов физлиц содержит ряд ограничений потенциальных получателей гарантированного возмещения вкладов. А именно, согласно п. 4 ст. 26 Закона о гарантировании вкладов физлиц, не гарантируются вклады в филиалы иностранных банков.
     При этом нигде в Законе о гарантировании вкладов физлиц конкретно не указано, что именно подразумевается под термином «филиалы иностранных банков». И тут возникают некоторые разногласия в том плане, что в вышеуказанное понятие можно отнести не только филиалы «дочерних структур» иностранных банков, предположим английских, французских, российских и т.д., но и банки с участием иностранного капитала.
     Стоит предположить, что авторы Закона о гарантировании вкладов физлиц надеялись на то, что основные (материнские) банки самостоятельно должны позаботиться о своих дочерних предприятиях и заранее снабдить их необходимыми ресурсами. Или подумали, что люди настолько поверят в надежность иностранных банков, что не пойдут снимать все свои вклады. Но, к сожалению, принятие данной нормы все-таки поставило под удар иностранные банки.
     Следует отметить, что в рамках Закона о гарантировании вкладов физлиц, одними из заметных нововведений для физического лица — вкладчика можно считать, во-первых, сокращение срока начала возвращения вкладов, которые должны начаться не позднее чем через 7 дней со дня принятия решения о ликвидации банка, о чем четко сказано в ст. 26 настоящего Закона. В Законе № 2740, а именно в ст. 32, срок начала осуществления выплаты гарантированной суммы по вкладу был указан — 3 месяца с момента принятия решения о ликвидации банка. Во-вторых, срок действия временной администрации сокращается с 1 года до 3 месяцев, а для системообразующих банков — с 18 месяцев до 6 месяцев (п. 4 ст. 34 Закона о гарантировании вкладов физлиц ). Во время действия временной администрации не будет устанавливаться мораторий на возврат вкладов физических лиц по бессрочным и срочным договорам, срок которых истек, в пределах гарантированной суммы (п. 6 ст. 36 Закона о гарантировании вкладов физлиц). Также, если в период действия временной администрации вкладчик не может получить свой вклад, включая проценты, в течение 7 рабочих дней со дня окончания срока действия договора или по бессрочному вкладу, Фонд выдает банку заем для обеспечения выплат такому вкладчику в пределах гарантированной суммы. Непонятным остается одно — повлияют ли данные новшества на усиления защиты прав вкладчиков в случае банкротства банка, о чем с уверенностью заявляют авторы анализируемого законопроекта. Об этом станет известно лишь в сентябре, когда Закон о гарантировании вкладов физлиц вступит в силу.
     С принятием Закона о гарантировании вкладов физлиц существенно расширятся полномочия самого Фонда гарантирования вкладов физических лиц, а именно передача последнему полномочий введения временной администрации в банки и процедуры их ликвидации. Стоит напомнить, что на сегодняшний день данные функции выполняет Национальный банк Украины. Таким образом, Фонд не только будет осуществлять выплаты вкладчикам проблемных банков, но и будет учреждением, наделенным полномочиями вывода с рынка неплатежеспособных банков. Данное новшество можно расценить как способ Национального банка Украины снять с себя ответственность за дальнейшее будущее ликвидационной процедуры неплатежеспособных банков. Хотелось бы отметить тот факт, что наблюдательным органом фонда будет Административный совет в составе 5 человек (один — представитель КМУ, два — представителя Национального банка Украины, один — профильного комитета ВР Украины и директор — распорядитель фонда).
     Здесь наблюдается некая попытка политизировать деятельность Фонда, особенно, что касается момента принятия решения о максимальной сумме выплаты по вкладам. Сразу становится понятно, чьи интересы будет представлять нововведенный состав совета Фонда. При этом из состава административного совета, по сравнению с действующим на сегодня Законом № 2740, устранен представитель ассоциации банков, который осуществлял представительство интересов коммерческих банков в этой структуре и был единственным представителем не от власти. Так что ключевые вопросы по банкам отныне будут решаться без участия их представителей. А с учетом того, что большая часть финансирования Фонда осуществляется за счет взносов банков, полное отстранение их от решения важных вопросов в составе Фонда является, по сути, нелогичным.
Для контроля над банками теперь Фонд имеет право проводить внеплановые проверки (ст. 32 Закона о гарантировании вкладов физлиц). При этом не определены конкретные основания и порядок проведения внеплановых проверок. Также Фонд наделяется правом издавать обязательные для всех банков, юридических и физических лиц нормативные акты, он может налагать административные санкции и пр. Кроме того, Фонду предоставляются расширенные возможности доступа к банковской тайне (п. 5 ст. 32 Закона о гарантировании вкладов физлиц). При этом он имеет право раскрывать ее не только участникам временной администрации, но и потенциальному инвестору, а также «иным лицам, которые задействованы в процессе осуществления временной администрации и ликвидации банка».
Также хотелось бы отметить, что в рамках Закона о гарантировании вкладов физлиц, источниками наполнения Фонда, кроме первоначальных и регулярных взносов банков, процентов со счетов Фонда в Национальном банке Украины, будут также специальный сбор в Фонд, кредиты Национального банка Украины и т.д. (ст. 19 Закона о гарантировании вкладов физлиц). При этом минимальный бюджет Фонда не может быть ниже 2,5 % суммы гарантированных средств вкладчиков. А в случае недостаточности средств Фонд может привлекать кредиты Национального банка Украины либо средства из Госбюджета (п.3 ст.19 Закона о гарантировании вкладов физлиц).
     Выводы
     Проанализировав все нововведения принятого Закона о гарантировании вкладов физлиц, можно сделать следующие выводы.
Вступление в силу Закона о гарантировании вкладов физлиц через полгода не должно изменить гарантированную сумму возмещения по депозитам, поскольку и до этого размер возмещения по вкладам регулировался не законом, а Решением № 2.
     В Законе о гарантировании вкладов физлиц не закреплена фиксированная гарантированная максимальная сумма по вкладам в отличие от Закона № 2740, а указано, что решение по определению данной суммы будет принимать сам Фонд гарантирования вкладов физических лиц из средств, которые имеются на момент принятия решения о ликвидации банка. Непонятно, будет ли в дальнейшем действовать Решение № 2 и не изменят ли его после вступления в силу Закона о гарантировании вкладов физлиц? Так что вкладчикам — физическим лицам оставили лишь полгода для принятия решения о том, что делать со своими вкладами.
Самым заметным новшеством является расширение полномочий самого Фонда, а именно — право осуществлять функции по ликвидации проблемных банков. Но здесь можно сделать неоднозначные выводы, а именно, что Фонд, скорее всего, может оказаться не готовым к полному выполнению возложенных на него функций, а это, в свою очередь, может потянуть за собой ряд отрицательных последствий.
Поскольку орган, ежедневно осуществляющий надзор за финансовым учреждением, контролирует ее отчетность, проверяет, точно знает ситуацию этого учреждения. Таким органом для банковской системы Украины является Национальный банк Украины.
     А Фонду гарантирования вкладов, который не следил за этими финансовыми учреждениями и получил их на стадии ликвидации (то есть учреждения, которые находятся в затруднительном положении), будет чрезвычайно сложно проводить адекватные и необходимые меры по спасению этих банков либо по обеспечению выполнения их обязательств.
Список использованных документов
     Закон № 639 — Закон Украины от 31.10.2008 г. № 639-VI «О первоочередных мерах по предупреждению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины»
     Закон № 2740 — Закон Украины от 20.09.2001 г. № 2740-III «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц»
     Закон о гарантировании вкладов физлиц — Закон Украины от 23.02.2012 г. № 4452-VI «О системе гарантирования вкладов физических лиц»
     Указ № 996 — Указ Президента Украины от 10.09.1998 г. № 996/98 «О мерах по защите прав физических лиц — вкладчиков коммерческих банков Украины» (утратил силу 24.10.2001 г.)
     Решение № 2 — Решение административного совета Фонда гарантирования вкладов физических лиц от 17.11.2010 г. № 2 «О размере возмещения средств по вкладам»

Источник статьи здесь